Гигантский вертолёт из СССР бил рекорды и перевозил ядерные ракеты. Он напугал Париж, но всё зря

Самую необычную и передовую технику почти всегда сначала делают для военных целей. Например, в конце 1950-х годов руководство СССР решило разработать вертолёт с самой большой в мире грузоподъёмностью.

Через 10 лет сложных поисков и компромиссов начались испытания, за пределы которых опыты не продвинулись.

Зачем нужен был такой вертолёт? Причём тут разведчики США? Почему он так сильно похож на самолёт и как получилось, что потенциальную гордость советских инженеров никто не хотел повторять?

Ниже узнаете историю вертолёта В-12 (неофициально Ми-12), неудача которого показала, что иногда рекорды бывают лишними.

Из-за огромной территории вертолёты были незаменимы

За всю историю Советский Союз был самым большим цельным государством, по которому можно было перебраться без пересечения чужих границ.

Однако эта территория иногда непроходимая, а прокладывать туда широкие трассы и, тем более, железные дороги было сложной задачей.

В таких ситуациях вертолёты становятся идеальным решением, потому что им не нужны посадочные полосы, а только чистые ровные поляны.

Частично именно поэтому лучшие представители этих летающих средств выходили из-под рук советских инженеров.

В 1960-х годах производство вертолётов расцветало, а военные потребности становились всё жестче. Тогда инженеры создали первую ракету, способную долететь до другого континента. И её нужно было как-то незаметно перевозить.

Американский разведчик выследил базы СССР по железным дорогам

Так транспортировали огромные баллистические ракеты

Межконтинентальные ракеты первых поколений были слишком тяжелыми, чтобы перевозить их на чём либо кроме поездов. Например, доставить боеголовку с корпусом Р-7 могли только самолётом или поездом из-за веса без топлива .

Рельсы формировали отчётливый след, который можно было легко распознать и потому увидеть, откуда и куда везут снаряды. В СССР это выяснили из-за истории с американским разведчиком.

Развдечик Lockheed U-2, который позже в СССР даже пытались скопировать

После атаки японцев на Пёрл-Харбор во времена Второй Мировой войны в США больше не хотели, чтобы их застали врасплох неожиданно мощным вооружением с неба.

Так в 1955 году появился Lockheed U-2, на борту которого были разные модули, в том числе использующие трассировку лучей, которая только сейчас пришла в игровые консоли, и сверхточные линзы.

Читайте также  15 лучших товаров недели с AliExpress. Светящиеся камни

Комплект датчиков, которые могли установить на Lockheed U-2 для разных целей

Камера американского разведчика была настолько мощной, что на фотографии поля, снятого с высоты , можно было посчитать коров.

Разведчик втихую летал над СССР больше 5 лет, пока в 1960 году один такой не сбили, а пилота не взяли в заложники. Однако 24 предыдущих рейса помогли американцам узнать положение военных объектов, в том числе ракетных полигонов.

И именно из-за отчётливых путей на земле их было особенно легко найти с неба. Понимая эту закономерность, в Союзе нашли самое серьезное доказательство того, что ракеты пора доставлять по воздуху.

Просто увеличить обычный вертолёт не смогли

Слева в углу можно увидеть миниатюрный Ми-2, многоцелевой популярный вертолёт в СССР

Слева Ми-6, который хотели взять за основу новой гигантской машины. Справа В-12, который в итоге получился

К 1963 году самый крупный вертолёт Ми-6 поднимал , но до необходимых 26 тонн ему было далеко. Так началось проектирование В-12, который должен поднимать как минимум в два раза больше.

Сначала машину просто хотели масштабировать, но тогда стало ясно, что один огромный винт будет невозможно адаптировать под законы физики.

Создатель В-12 и главный конструктор вертолётного бюро СССР Михаил Леонтьевич Миль

Установить два винта один за другим по продольной схеме как у американцев не получилось. Советские конструкторы решили, что стабилизация этой технологии займёт слишком много времени.

Так появился третий вариант, когда винты диаметром и общей мощностью взяли с Ми-6 и разнесли по бокам корпуса.

Они двигались в противоположном направлении, чтобы балансировать друг друга, а заднее крыло стабизировало раскачивание.

Сейчас мы видим это решение в дронах, но раньше серийных образцов с таким типом винтов не было. Потому для гладкого полёта понадобилось много испытаний.

Вертолёт получился гигантским

В-12 с размахом «крыльев» 37 метров

Boeing 737 с размахом крыльев 28,35 метра

По размерам корпуса он был больше Boeing 737, который вмещает до .

В фюзеляже В-12 можно было перевозить рекордные . А в случае транспортировки техники туда на самом деле смогли уместить ядерную межконтинентальную реакету.

Первый тест сломал В-12, но надежду не теряли

https://www.iphones.ru/wp-content/uploads/2021/03/Запись-экрана-2021-02-26-в-13.07.20.mp4
Первое испытание вертолёта

В апреле 1965 года приняли постановление о том, чтобы построить первый опытный вертолёт. Через два года он был готов и через 5 лет после старта разработки В-12 прошёл первое испытание.

Читайте также  iPhone 11 за неделю увеличил продажи Apple везде, кроме США и Китая

Оно оказалось неудачным, потому что произошёл резонанс между актоколебанием и движением лопастей. Проще говоря, ручки управления начали свободно двигаться, и пилот не справился с управлением.

Вертолёт раскачало сразу на взлёте, после чего он с высоты в 10 метров начал биться об землю. Это испортило шасси, и доработка заняла ещё год.

Миль с конструкторами показывают чертежи военной публике

За один переброс можно было доставить больше солдат, чем на самолётах

На втором испытании в 1969 году он поднял 31 тонну. А ещё через год В-12 смог удерживать рекордные 44 тонны на высоте 2,2 км, что доказало его эффективность в задаче перевозить ракеты весом 25 тонн.

Опыты были настолько успешными, что в 1971 году вертолёт доставили на международную аэрокосмическую выставку в Париже Ле-Бурже.

https://www.iphones.ru/wp-content/uploads/2021/03/2021-02-2612.39.28.mp4
Полёт В-12 на авиавыствке в Париже

При своих длине в 37 метров и 69,1 тоннах веса В-12 был в два раза больше и в четыре раза тяжелее самых крупных американских экспонатов, и этот рекорд не побили до сих пор.

При этих характеристиках он разгонялся до 260 км/ч и поднимался на высоту до 3,5 км.

Чтобы управлять В-12, нужно было шесть человек: пилот, второй пилот и бортинженер сидели в кабине на первом уровне, а штурман, радист и инженер-электрик помогали им на втором.

Советский план самолёта

Такие возможности и требования не только впечатляли, но и выдавали военную суть вертолёта. Посетители авиасалона гадали, для чего он был нужен. Учитывая годы холодной войны и ёмкость корпуса, о ядерных боеголовках было легко догадаться.

Однако при всех успехах вертолёту была нужна серьезная доработка. Посадку и взлёт всё ещё сложно было контролировать, а стабильность в воздухе была непостоянной настолько, что в кабине на момент испытаний трясло как на родео.

Поэтому выставка в Париже была главным, самым ярким и последним триумфом огромного В-12.

Вертолёт оказался не нужен, когда придумали новые ракеты

Из первого образца сделали памятник у бывшего вертолётного завода, где его разработали. Справа вертолёт Ми-1

Спустя больше 15 лет с момента первой идеи разработку вертолёта остановили по двум причинам.

В 1972 году СССР и США подписали первый договор об ограничении вооружения. Из-за развитого шпионажа через спутники прятать ракеты стало сложнее, поэтому потребности в них стали ниже.

Читайте также  В Локаторе нашли скрытый режим разработчика для меток AirTag

А к 1974 году проект мегавертолёта окончательно зарубили, потому что у боеголовок появились твердотопливные баки. Они оказались намного легче первых вариантов. За счёт этого теперь их можно было прятать в вагон, тем самым маскируя под пассажирские ветки или помещать на вездеходные автомобили.

Второй прототип стоит в Музее Военно-воздушных сил РФ

Военное применение для В-12 было единственным рабочим. Например, перевозить за один раз нефтяные грузы или другие товары того же размера могли 3 вертолёта поменьше.

Так что необходимость в вертолёте с грузоподъёмностью 44 тонны уже не было. Как и смысла в том, чтобы заканчивать разработки по нему.

В итоге от истории проектирования длиной в 10 лет осталось только два прототипа. Первый остался в Музее Военно-воздушных сил РФ под Москвой, а второй хранится в Томилино как часть НЦВ Миль и Камов.

Оба вертолёта постепенно становятся призраками легендарных советских амбиций, которые теперь напоминают о том, что идеальное – враг хорошего.

Источник: iphones.ru

Оцените статью
Бизнес Наука
Добавить комментарий