Примерно месяц назад я откопал у себя дома старенькую «четвёрку», которой за 8 лет с покупки пользовалась уже вся семья.
На момент выхода в 2010 году смартфон продвигали как годный инструмент для съёмки, а этим летом один из снимков с iPhone 4 даже победил в конкурсе фотографий.
Работа победителя в номинации «Люди» Омара Лукаса на конкурсе iPhone Photography Awards 2020. Перу, iPhone 4
Решил сделать эксперимент и проверить, что из смартфона можно выжать в сравнении с пока флагманским iPhone 11, который вышел осенью 2019-го года.
Заодно попробовал узнать, как за 9 лет инженеры и программисты улучшили съёмку.
Сначала покажу разницу, а потом расскажу, как пытался вытащить снимки из четвёрки и насколько вообще изменились ощущения от самого революционного смартфона эры Джобса.
? Не все фото уместились в сравнение, поэтому снимки в других условиях найдёте в нашем Instagram.
Мы публикуем там и другие интересные истории, а иногда рассказываем о будущих статьях.
- В каких условиях сравнивал. И в чём разница на бумаге
- 1. Детали и объём
- 2. Монотонная текстура
- 3. Детализация и диапазон яркости
- 4. Диапазон яркости в помещении
- 5. Угол обзора и цвет
- 6. Объём и безумный HDR четвёрки
- 7. Цветопередача в помещении
- 8. Работа с контровым светом
- 9. Детализация мелких объектов
- 10. Угол обзора, яркость и детализация
- 11. Сравнение видео
- 12. Ночная съёмка
- Перебросить пачку фото с iPhone 4 оказалось до глупости трудно
- Камера стала сложной системой. Это радует
В каких условиях сравнивал. И в чём разница на бумаге
Очевидно, что пропасть в развитии между iPhone 4 и 11 огромная. К 2020 году у камер выросли светочувствительность, угол обзора, размер матрицы, скорость фокусировки и крепкая пятёрка других показателей.
Наконец, появился Deep Fusion, который улучшает чёткость текстур исключительно за счёт процессора.
Посмотрим на сухие цифры.
Параметры камеры iPhone 4:
▪︎ Матрица 5 МП с размером пикселя 1.75µm
▪︎ Размер сенсора ( 4.5 x 3.4 мм
▪︎ Фокусное расстояние () 29 мм
▪︎ Апертура () ƒ/2.8
▪︎ Процессор A4, 45 нм, первая SoC от Apple
Параметры камеры iPhone 11:
▪︎ Матрица 12 МП с размером пикселя 1.4µm
▪︎ Размер сенсора () 4.8 x 3.5 мм
▪︎ Фокусное расстояние () 26 мм
▪︎ Апертура () ƒ/1.8
▪︎ Процессор A13 Bionic, 7 нм, умная обработка кадра
Делал снимки и на улице, и в помещении, и в тёмных условиях. Особенно результат удивил на солнце в первом случае. По-крайней мере, на 3,5-дюймовом экранчике.
Важно: Защитное стекло четвёрки износилось, из-за чего фото иногда будут казаться слегка размытыми. Артефактов это никаких не даёт, но винтажный эффект мягкого фокуса, к сожалению, появился.
HDR в iPhone 4 нужно включать принудительно, а камера в этом режиме около 2 секунд не даёт снимать дальше. С таким ожиданием уходит ощущение непринуждённой съёмки, поэтому сравнение делал без него. Если функция всё же работала, то скажу об этом.
С iPhone 11 обращался так же по-спартански просто: протёр линзу, навёл, щёлкнул, убрал.
Фотографировал через встроенное приложение , из обработки здесь только сжатие до по ширине.
iPhone 4 всегда будет слева, а iPhone 11 – справа.
1. Детали и объём
Если вы не сразу заметили муху на левом фото, не удивляйтесь. Именно настолько (не)чётко снимал iPhone 4 вблизи.
Справа же заметно не только насекомое, но и глубину кадра. У травы на фоне появилось красивое размытие благодаря более широкой диафрагме ƒ/1.8, а тычинки не сливаются с лепестками. Лепестки тоже видно намного лучше благодаря Deep Fusion.
2. Монотонная текстура
Разница газонов невероятная. Словно слева ковёр, а справа настоящее покрытие.
Дадим послабление четвёрке из-за расцарапанного стекла: сверху кадра, где оно целое, отдельные травинки различить легче.
Только в iPhone 4 асфальт всё равно сливается в единую серую кашу, когда iPhone 11 вытягивает весь контраст покрытия дороги.
3. Детализация и диапазон яркости
Словно между снимками прошла неделя или десять лет, а не 2 секунды.
Очевидно, что HDR в iPhone 11 вытянул всё, что только мог. Появилось небо, покрытию площадки вернулась текстура, а у отца справа даже стало видно очки на глазах. Даже двери на балконах за его спиной заметно.
При этом iPhone 4 почти вровень с флагманом вытянул здания слева и за счёт меньшего контраста ярче показал того же мужчину с ребёнком. Интересно, что даже на смартфоне времён Джобса можно разглядеть плитку серого дома, если приблизить отрывок в правом углу.
Цветом сложно понять, кто был прав. Слева слишком много фиолетового, справа – синего. Кажется, реальность была посередине.
4. Диапазон яркости в помещении
Удивительно, насколько хорошо iPhone 4 передал степень освещённости здания. Больше того – он лучше отразил реальность. Но здесь полно бликов от светильников, да и вся картинка вышла темнее.
iPhone 11 вытянул цвет стен, сделав их футуристично белыми, и подтянул контраст от искусственного освещения.
На самом деле такого не было, потому что в здании стоял полумрак. По опыту, последние поколения айфонов отличаются тем, что в фото они вытягивают более тёмную реальность.
Именно поэтому, кстати, объём чувствуется лучше: продвинутая светочувствительность вместе с умной обработкой процессором A13 позволяет эффективнее регулировать разные участки снимка.
5. Угол обзора и цвет
Снятое на iPhone 4 здание занимает весь кадр. Это хорошо для творческой съёмки, но плохо, если вы хотите дать кому-то указания для верного пути.
Здорово, если нашлось место, чтобы отойти дальше. В моём случае за спиной был пологий газон, с которого можно свалиться.
iPhone 11 благодаря большему углу обзора дал снимку контекст, показав с того же места дорогу и ближайшие дома-ориентиры.
При этом флагман 2019 года продолжает расстраивать синими тенями, так и хочется подтянуть их в кривых фотошопа. Но четвёрка вообще ушла в жёлто-розовую фантазию, так что жаловаться особо не хочется.
6. Объём и безумный HDR четвёрки
В iPhone 11 соцветие словно выпрыгивает из кадра благодаря естественному размытию кадра и тому, что ветки благодаря большему разрешению матрицы воспринимаются как отдельные элементы.
В четвёрке же конец грядки растворился в плоское полотно вместо того, чтобы аккуратно уйти вдаль.
В этой сцене сильнее всего удивил HDR iPhone 4:
Фото стало более чётким из-за рассыпного шума и появился объём благодаря контрастным переходам.
Но в целом режим должен был выровнять тона, а здесь получилось наоборот. Вымытый фон и резкие контуры света на цветке испортили итоговый результат и сделали пересвет только хуже.
7. Цветопередача в помещении
Скорее всего, вы уже заметили, что у iPhone 4 есть трудность с балансом белого – вместо синего или жёлтого он, как и большинство старых камер, уходит в фиолетово-зелёный. При этом сложно сказать, что получается плохо. Если не видеть снимки iPhone 11, явных проблем сложно найти, потому что в целом снимок не уводит в откровенный «китай за 5 тысяч».
В примере выше реальность оказалась посередине. День был облачный, поэтому солнце давало совсем немного оранжевого оттенка, который iPhone 11 резко выкрутил.
Четвёрка же выдала пресный, но близкий к реальности нейтральный вариант, в который подмешала зелёного. Присмотритесь к куполу в центре: тень внутри него вся в пятнах. Это процессор пытался смешать те самые противоположные зелёный и фиолетовый, чтобы выдать серый. Получилось терпимо, особенно для десятилетней матрицы.
8. Работа с контровым светом
Фотография с обложки. Работа с контровым светом всегда сложная для камер, потому что им нужно подстроиться под два противоположных друг другу поля.
A13 Bionic умеет склеивать самые удачные участки нескольких фото, сделанных с разной яркостью. Это и есть Smart HDR, который по умолчанию стоит в камерах начиная с iPhone XR.
В тему: Глубокий анализ камеры iPhone 11 от реальных экспертов
Конечно, в iPhone 4 я бы мог тыкнуть пальцем на нижнюю часть кадра, чтобы подтянуть её яркость, но в автоматическом режиме получилось именно такое сравнение.
Потерялось всё, и даже небо закрыл мощный пересвет.
От жуткого зелёного блика посреди примера с iPhone 11 избавиться невозможно. Эта проблема всех камер, и чем сложнее они становятся, тем проще поймать артефакт. На том же iPhone 4 это красное пятно меньше и аккуратнее.
9. Детализация мелких объектов
Самый неожиданный вариант в сравнении. На первый взгляд цвет, яркость и детализация выглядят необычно похожими. Особенно когда вспоминаю пропасть во времени и технологиях между смартфонами.
Потом, конечно, заметно и пересвет, и недостаток чёткости в текстуре семян и листьев.
Да, на четвёрке мутное стекло, есть пересвет и меньше микротекстур на листьях. Причём, все пункты можно исправить до и после съёмки. В такие моменты на секунду пролетает мысль «а где прогресс-то?».
10. Угол обзора, яркость и детализация
А прогресс тут. Эти два фото показывают его лучше всего по всем показателям.
В iPhone 4 фокусное расстояние эквивалентно 29 мм, в iPhone 11 – 26 мм. На практике это значит, что на новый смартфон с одного места в кадр уместится значительно больше окружения.
Благодаря большей светосиле ƒ/1.8 (против ƒ/2.8) флагман захватил больше света, а топовый A13 с нейросетью умным способом распределил его между всеми кадрами, чтобы получить эффектное и контрастное фото.
Вот так iPhone 4 вытянул изображение с HDR:
На примере хорошо видно, что раньше объектов было больше, но яркость резко и падала и почти лишала затею смысла.
Поэтому, хоть разница с «сырым» снимком есть, с iPhone 11 такой HDR тягаться не может. И это при том, что четвёрке нужно около 2 секунд, чтобы обработать кадр и вернуться к съёмке.
11. Сравнение видео
https://www.iphones.ru/wp-content/uploads/2020/09/4vs11Camera-F.mp4
В глаза сразу бросается стабилизация. Кажется, словно iPhone 4 слева специально трясут туда-сюда, а iPhone 11 справа несут на профессиональном стедикаме.
Даже после сжатия ролика видно, насколько у флагмана сочнее зелень, чётче трава, видно кроны деревьев и лучше работа с тёмными участками. Плюс появилось небо, когда у флагмана 2010 года оно вышло сплошным белым полотном.
12. Ночная съёмка
В iPhone 11 проявилось название вывески, очертания здания стали чёткими, а стены обросли панелями вместо каши из цветного шума.
Угол захвата в iPhone 4 снова не дал увидеть контекст сцены, а вся земля смешалась в одно серое полотно, когда текущий флагман правильно показал и асфальт, и плитку рядом с фасадом стройки.
Из гигантского и полнейшего обзора камер iPhone 11 Pro можно узнать, что сверхширокоугольная линза значительно слабее основного модуля в тёмных условиях. Ради интереса попробовал сравнить её с iPhone 4 в HDR.
Оригинальный снимок с ультраширика
Детализация здесь выше у iPhone 4 за счёт длинного фокусного расстояния – 29 мм вместо 13 мм у iPhone 11. То есть объектов умещается больше, а, значит, на каждый получается больше деталей.
Только A13 всё равно смог лучше вытянуть свет в сцене и передать объём пространства, если посмотреть на землю с «пятнами» тротуара и плитки.
В целом же в тёмных условиях обе камеры справляются слабо.
Полную картину у обеих моделей видно при сравнении снимков на пике их возможностей:
В чёрном стекле фасада теперь можно увидеть отражение грузовика. На асфальте заметны все неровности и тени. Столбы фонарей стало легко различить.
После такого уже нет сомнений, куда ушли годы полировки софта, развития процессоров и настройки матриц.
Теперь хочу поделиться парой мыслей по поводу того, как через 10 лет ощущается старый айфон.
Перебросить пачку фото с iPhone 4 оказалось до глупости трудно
Я потратил около 3 трёх часов на попытки вытащить снимки со смартфона. Перепробовал разные варианты, пока не вспомнил самый быстрый, надёжный и .
AirDrop появился в iOS 7, но поддерживали его на тот момент самые новые iPhone 5, 5S и 5C. Как и большинство новых функций, эту iPhone 4 не получил, так что пришлось искать другие способы.
Мессенджеры были вторым очевидным вариантом. Если бы четвёрку поддерживали разработчики, а этого ждать от них глупо.
Получил доступ к своему App Store странным способом. Смартфон не поддерживает двухэтапный вход на уровне системы, поэтому попросил меня в одно поле вместе с паролем ввести и код подтверждения с другого устройства.
Это сработало, а я попал в пустынный магазин приложений. Оказалось, что последняя рабочая версия Telegram тут не умеет отправлять фото. А WhatsApp вообще не захотел скачиваться и требовал iOS 9.
Магазин успел прогрузиться. Просто его больше некому курировать
Почта была последней в списке, потому что всегда считал этот метод неповоротливым.
Приложение в iOS 7 не поддерживает быстрый выбор снимков по зажатию, поэтому нужно тыкать каждый объект по отдельности.
Получилась копировать фото по 8 штук и вставлять в поле отправки. Больше нельзя – максимальный размер одного письма не должен превышать 27 МБ, а оригиналы в формате .JPEG весили до 4 МБ. При качестве, да.
И тут в середине процесса вспомнил о единственном способе, за который надо было браться сразу.
По кабелю защита iPhone 4 не так хороша, как у актуальных моделей. Если подключить его по проводу к ПК и затем разблокировать, то в папке смартфона выпрыгнут все фото из хранилища.
В итоге через 3 часа попыток перебросил снимки за 2 минуты самым старым способом. Вот так провода исчезают из нашей жизни и даже памяти.
Камера стала сложной системой. Это радует
Когда открыл приложение на iPhone 4, почувствовал пустоту во время съёмки. Здесь нет настройки таймера, удобного зума, режимов портрета и панорамы.
Нет фильтров и Live Photos, а интерфейс в старом смартфоне перекрывает часть превью, из-за чего сложнее выстроить композицию и проще упустить важную деталь.
Видео теперь можно настраивать прямо в , а Smart HDR больше не страшно держать всегда работающим. Ведь он действительно умный, и не приходится забивать память настройкой «Оставлять оригинал» на случай бага в работе алгоритмов.
И все эти функции аккуратно уживаются друг с другом во всё ещё понятном интерфейсе.
За 9 лет в Apple проделали огромную работу. Пусть некоторые и жалуются на то, что из года в год нет никаких инноваций, после этого сравнения у них должны отвалиться любые претензии.
И сейчас, когда кажется, что возможности камер почти упираются в тупик из-за размера устройств, их становится больше в одном устройстве за раз. А результат всё больше полагается на вычислительную мощь.
От такой неизвестности только интереснее провести через 10 лет сравнение iPhone 11 с потенциальным iPhone Pro 2030 года.
Без бликов объектива, намёков на засвет и с удивлением, какими слабыми были камеры раньше.
Источник: