Военное кино на территории бывшего СССР всегда снимали с размахом, качественно. Множество лент полюбились местному и международному зрителю, получили крупные награды и записали свои названия в списки лучших по самым разным версиям.
Что ж, тематика войны, милитаризма надолго осталась в обществе. Может быть именно поэтому такие фильмы никогда не бывают поистине жуткими: реализм стал негласным табу. Война российского кино — героическая. Любая победа — праздник.
Поэтому картина «Иди и смотри» Элема Климова, более известного детской комедией «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» сбивает с ног, ломая прежние представления навсегда, оставляя в глубоком шоке каждого.
Такого от советского и российского кино не ждешь. Пора посмотреть настоящие ужасы, которые изменят что-то внутри навсегда.
Авторский фильм, которого могло не быть
Название советского двухсерийного художественного фильма режиссёра Элема Климова «Иди и смотри» смотрится нестандартно даже для кинематографа эпохи Перестройки: «Iдзi i глядзi».
Но национальная (герои говорят на смеси русского и белорусского) на первый взгляд лента задумывалась под совсем другим названием «Убейте Гитлера» как манифест о человечности.
Но никак не военный фильм.
Сценарий не был утвержден соответствующими государственными органами по общему для всего советского кино требованию и попал в Госкино уже в виде сценария.
Будущий шедевр смогла спасти только настойчивость автора, изменившаяся политическая повестка и, может быть, факт работы над сценарием известного белорусского писателя Алеся Адамовича и самого Климова.
Сама идея снять фильм о маленьком партизане, заставшим уничтожение собственной деревни, казалась руководителям корректной. Но ряд сцен оказались , недопустимым в «стране победившего социализма».
Именно они сегодня заставляют задумываться и делают работу Климова завершенной. Благо, сценарий удалось отстоять — пожертвовали только названием и тремя годами простоя в съемках.
В результате снятая всего за 9 месяцев лента оказалась уникальным явлением советского кинематографа. Ни до, ни после ничего подобного так и не появилось.
Из ребенка в старики за 3 дня
Сюжет фильма умещается в одно предложение: это история 16-летнего белорусского подростка по имени Флёра, отправившегося из погибшей в ходе зачистки деревни в партизанский отряд и повторно столкнувшийся с ужасом тотального уничтожения
соотечественников.
О шаблонной канве даже не задумываешься. Настолько реалистичных и жестких сцен советский кинематограф не знал ни до, ни после «Иди и смотри».
Режиссер раз за разом погружает зрителя в однотипные сцены, монотонно втаптывая ощущения в грязь белорусских болот.
Исполнитель главной роли Алексей Кравченко за 2 часа экранного времени превращается из пышущего здоровьем молодцеватого деревенского паренька в седого старика.
Он теряет близких, теряет друзей, находит их вновь и сталкивается с двумя полярностями человека на фоне абсолютного ада.
Зрители идут вместе с ним. И уже когда по традиции военных фильмов ожидаешь закономерный итог, Климов заставляет задуматься о гуманизме, даря какую-то совершенно христианскую веру в человека и человечность.
По ходу ленты желающие увидят множество библейских сюжетов и языческих традиций, сохранившихся в быту; философские диспуты в виде картин и чистые человеческие чувства.
Прежде всего — тотального страха, опустошения, которые превращаются в качели, позволяющие героям и зрителям лучше понять себя самих.
О смутно схожих эмоциях рассказывает спустя 15 лет «Бойцовский клуб». Но ни он, ни множество других гуманистических фильмов не вызывают такой эмоциональный шок, как делает это «Иди и смотри».
И это не все. Если забыть о гимнастерках и реальных событиях в основе, «Иди и смотри» можно рассматривать , который обходит большинство фильмов ужасов восьмидесятых.
Вот только оторваться от монотонного фильма практически невозможно.
Реализм, беспощадный для зрителя
Элем Климов, режиссер «Иди и смотри».
При просмотре «Иди и смотри» бросается в глаза невероятный даже по меркам советского кино реализм. Герои здесь бредут по настоящим болотам, по настоящему утопают в грязи.
Чистые гимнастерки и холеные, откормленные лица современных хитов о Великой Отечественной кажутся после этого насмешкой над участниками войны.
Для большего эффекта режиссер активно использовал методики Станиславского, заставляя актеров верить в происходящее. Так, во время съемок использовались только боевые патроны и снаряды.
В сети можно встретить, что они выглядят ненатурально, как и некоторые моменты в игре актеров. Встречая их, хочется только спросить: «Серьезно?»
Снаряды — только начало. Самый болезненный эпизод сожжения деревни снимали, пустив слух, что поджигать будут по настоящему. В этот же момент актер в немецкой форме дал очередь в воздух (боевыми!)
Внутри находилась массовка из местных жителей. В результате, по словам Климова, «из амбара раздался такой человеческий вой, сымитировать который было бы не под силу ни одному актёру».
Общую атмосферу создавали военные песни, которые заставляли даже молодых актеров работать с серьезными лицами.
Упомянуть стоит и другой факт. Кравченко, исполнитель главной роли, не собирался сниматься в этом фильме и попал на пробы случайно.
Убедительно сыграв один из эпизодов, он подвергся тесту: актеру на протяжении нескольких часов показывали кинохронику из концлагерей, после предложив сытный сладкий ужин.
Отказ от него оправдал ожидания режиссёра, испытывавшего актёра на способность искренне пропустить чужое горе и страдания через себя.
Надо ли удивляться, что с таким подходом для съемок отдельных эпизодов он довел себя практически до полного истощения?
Недокументальная история Хатыни
Фильм снят по мотивам произведений Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели», причем Климов и Адамович совместно работали над сценарием.
В каждом из них присутствует сцена уничтожения белорусского села, не имеющего имени в фильме. Впрочем, есть ли смысл называть?
За время Великой Отечественной войны на территории Белоруссии было уничтожено 5295 (современные источники говорят о 9093) хуторов, деревень и сел.
Из них 628 сожжены вместе с имеющимся на месте населением, и по меньшей мере 186 — вместе с грудными детьми, немощными стариками и инвалидами.
Именно о них писал автор. В «Карателях» фигурирует «акция устрашения» 15 июня 1942 года в селении Борки Кировского района Могилёвской области. В «Хатынской повести» — одноименный населенный пункт, ставший сегодня международным мемориалом.
В соответствии с эти собирательные образы антигероев картины имеют исторические прототипы в лице членов специальной команды СС «Дирлевангер» и добровольческой дивизии Вячеслава Муравьева.
Неизвестный участник просмотра фильма в ГДР (по словам режиссера).
Выжившие после Хатыньской трагедии и ряда подобных событий оставили не только художественные мемуары, но и документальные свидетельства послевоенных судебных процессов над преступниками.
Их сравнение с лентой даёт ужасное понимание: изображение на экране стремится к документальной достоверности, что не берутся опровергать даже самые горячие головы.
Нужно ли спорить о раскрытии характеров и художественном изображении персонажей? Это уже не имеет никакого значения.
Возможно, лучший фильм про войну. Не только в России
Премьера «Иди и смотри» собрала 30 миллионов человек по СССР. После фильм был выпущен ещё в 11 странах мира, включая США.
По словам Климова, во время сеансов у кинотеатров за рубежом дежурили кареты «скорой помощи», увозя слишком впечатлительных зрителей. Впечатляет он и сегодня, о чем можно найти множество рецензий на IMDb.
В том же 1985 фильм был выдвинут от СССР в число претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но не получил номинацию.
Кинокритик Роджер Эберт («Chicago Sun-Times») в 2010 назвал последнюю работу Климова «одним из самых опустошающих фильмов о войне», где, по его предположению, «живые, должно быть, завидуют мёртвым».
Он же признался, что вряд ли видел фильм, более .
После реставрации ленты в 2017 году силами «Мосфильма» лента Климова получила награду Venezia Classici в рамках 74-го Венецианского кинофестиваля, обойдя десятки мировых классиков.
Рейтинг 97% на основе профессиональных отзывов кинокритиков только подтверждает мнение итальянских специалистов-синефилов.
Фильм, который должен увидеть каждый
Джон Ф. Кеннеди
«Иди и смотри» — нестандартная для советского и российского кинематографа лента. В ней нет современного безудержного «Можем повторить». В ней нет и ощущения «праздника со слезами на глазах».
Нет и попытки передать атмосферу, дух, мысли поколений, как это удачно получилось с романтично-печальным «Я родом из детства».
Он о другом. Не фильм даже, а тест на человечность и кусок нашей истории, о котором боятся вспоминать.
«Иди и смотри» стоило бы назвать , ощущения после которого затмевают «Апокалипсис сегодня», «Человек за солнцем» и сотни других, рассказывающих о настоящей войне.
Разве что «Нити» и «Письма мертвого человека» могли бы как-то тягаться по силе и тематике с белорусской картиной. Но они о другом.
Фильм Климова нужно посмотреть, прочувствовать каждому. И что-то изменится: внутри и снаружи. Может быть, мы станем чуточку лучше. Как хотелось бы Климову, Адамовичу и их герою.
Иди и смотри: в кинотеатрах и стриминговых сервисах страны с 6 мая 2021 года.
📽 Смотреть онлайн на Ivi.ru
📽 Смотреть онлайн на YouTube
📽 Смотреть онлайн на Megogo.ru
📽 Смотреть онлайн на Okko.ru
Источник: