В моем родном Ульяновске не так много достопримечательностей мирового уровня.
Тем не менее, несколько масштабных фишек на 800 тыс. жителей города все же найдется. Ульянов-Ленин среди них однозначно занимает первое место. Именно в его честь был переименован Симбирск.
Завод начинается с проходной
Второе место просто обязан получить Ульяновский Авиапромышленный Комплекс (УАПК), с недавних пор получивший имя АО «Авиастар-СП».
По задумке советского правительства УАПК должен был стать самым масштабным в мире авиастроительный заводом.
Предприятие, построенное с нуля в чистом поле, должно было выполнять полный цикл работ по созданию самолетов. От выплавки стали до изготовления приборов, от изготовления собственных инструментов до сборки самых больших в мире самолетов, ни одно самолётное производство в мире не имеет таких компетенций.
О том для чего и почему этот завод появился именно в Ульяновске можно рассказать . Сегодня поговорим о другом.
«Руслан» улыбается
Спустя почти 50 лет после своего появления «Авиастар» продолжает деятельность. Ан-124 «Руслан», с которого начиналась история производства (и под производство которых в итоге спроектированы корпуса) сменили новые типы. Сначала на заводе освоили выпуск Ту-204.
Ещё не запущенная поточная линия производства Ил-76МД-90А
После передачи этого самолета в Казань основная работа сконцентрировалась вокруг новой модификации Ил-76, Sukhoi Superjet и нескольких перспективных новинок.
Предприятие занимается серийным производством военно-транспортного Ил-76МД-90А. В ближайшее время стартует серийный выпуск заправщика Ил-78М-90А.
Ворота размером с самолет. Внушает?
Кроме этого, завод изготавливает в кооперации отдельные агрегаты пассажирских самолетов МС-21 и «Сухой Суперджет», ряда проектных судов КБ Ильюшина (ПАО «Ил»), ведет послепродажное обслуживание Ан-124 и Ту-204 различных модификаций.
Поднимать их на крыло — моя работа. Уже 6 лет я строю самолеты на АО «Авиастар-СП».
Почему «Авиастар-СП» самый-самый в России?
Недостроенный корпус должен был увеличить выпуск «Русланов» до 100 штук в год
К сожалению, поделиться интересными моментами непросто, но в День авиации, 17 августа 2019 года мне наконец-то удалось сделать немного фотографий завода.
Построенный в порыве гигантомании, «Авиастар» отличался от других авиастроительных предприятий СССР, России и зарубежья колоссальными масштабами.
По проекту, площадь комплекса могла бы поспорить с полумиллионным городом, для обеспечения сотрудников жильём был организован и построен отдельный район города со своей инфраструктурой.
К сожалению, перестройка и последующее межвременье не позволили закончить задумку. Тем не менее завод даже после отторжения ряда уже освоенной площади занимает больше, чем квартал для его работников, и остаётся самым большим производственном комплексом города.
Совсем недавно здесь работало 45 тысяч человек. Сегодня на заводе трудятся только 9 тысяч и ещё 3 тысячи обслуживают его на договорной основе, являясь представителями сторонних организаций. Внушает?
Самолет-макет: реальный Ил-76МД-90А для ресурсных испытаний на прочность
На заводе существует ряд производств:
- центр металлургических компетенций
- заготовительно-штамповочное (ЗШП)
- механо-сборочное (МСП)
- неметаллов (МКП)
- агрегатно-сборочное (АСП)
- окончательной сборки (ПОС)
- летно-испытательная станция (ЛИС)
Эти и сопутствующие службы охватывают полный цикл, превращая металлические болванки в летающую машину. Именно здесь осваивали изготовление деталей из самых длинных металлических заготовок, варку титана, создавали уникальные композитные элементы, ныне забытые.
Роботизированный склад: детали вытаскивает манипулятор для конкретной работы. Рабочий только должен подойти
Да что там: в 90-е завод брался делать цельнотитановые яхты и мог в один заход обработать годовой объем деталей для автомобильного завода нашего города.
Один из бывших цехов ныне известен автопроизводителям России как завод оснастки «Форш»: он снабжает другие заводы необходимой, часто уникальной, оснасткой по всей стране. А для «Авиастара» — всего лишь один цех.
Стапель для работ на крыле «Руслана»
Комплекс изначально предназначен для постройки широкофюзеляжных крупнотоннажных самолетов. Ан-124 «Руслан» стал первым из них, хотя были планы реализации производства Ан-225 «Мрия», перспективных гипезвуковых пассажирских лайнеров и даже стратегических бомбардировщиков.
Если бы СССР не рухнул, именно здесь уже в конце 90-хх строили бы пресловутый ПАК ДА и серийные «Бураны».
Эти ворота меньше: всего 25 метров в высоту и около 50 в ширину. Как док для кораблей
В соответствии с масштабными планами был построен летно-испытательный комплекс с самой большой в СССР взлетной полосой, предназначенной для посадки особо тяжелых и специальных самолетов.
Но о нем — в другой раз. Сегодня о сборке агрегатов и окончательном производстве.
Главный военно-транспортный самолет будущего. Других пока нет
Пресловутая «стеклянная» кабина здесь ещё и правда с окнами
новенький, почти готовый Ил-76МД-90А, основной военно-транспортный самолет в России ближайших лет. Этот далекий потомок старых Ил-76 получил новую электронику, улучшенные двигатели и усиленный каркас.
Пока нижняя часть кабины ещё несет остекление. Так привычнее. Но штурману больше не нужно смотреть вниз: новый «Ил» получил «стеклянную кабину», то есть приборы, позволяющие вести самолет без прямой видимости и/или в автоматическом режиме.
Похож на предка, но отличается во всем
В скором времени именно он станет основным военно-транспортным самолетом России. Других пока не разработали, старые выработали или вырабатывают ресурс.
В начале производства Ил-76МД-90А похож на листы металла, беспорядочно, на первый взгляд, разбросанные по цеху. Но в АСП все встает на свои места.
Как лист металла становится самолетом
Участок стыковки носовой части
В ЗШП производится будущих деталей. МСП изготавливает и производит сложные токарные и фрезеровочные (и множество других) работы. А в АСП предварительно изготовленным деталям и небольшим сборкам придают формы, уже напоминающие самолет.
Делается это на разнообразной оснастке, как и везде в мире. Но завод не проектировался под Ил-76: стоит взглянуть на последние корпуса «Русланов», и всё станет понятно.
Последние «Русланы»: фюзеляжи готовы
Именно они заполняют пространство цехов. Шутка ли: летающий агрегат размером с атомную подводную лодку! Высота фюзеляжа на шасси — около 10 метров, ещё почти 6 дает вертикальное оперение — киль.
Для транспортировки элементов махины были спроектированы
- уникальные крановые системы, способные транспортировать даже отдельные отсеки;
- уникальные для восьмидесятых автоматизированные системы хранения деталей;
- колоссальные «этажерки», чтобы перемещаться вокруг этих титанических деталей и возводить шаг за шагом самолет.
Эти махины ползают по рельсам. Точность перемещения выше, чем у современных ЧПУ
По сравнению с этими титанами «семьдесят шестой» кажется игрушкой. Можно было бы разделить цех на 2 этажа по высоте (т) и запараллелить процесс.
Сам процесс практически не изменился за все время существования авиации: сначала изготавливаются панели обшивки с минимальным силовым набором, потом они объединяются вокруг основного «скелета».
На заднем плане стыкуют между собой отсеки
Получившиеся отсеки собираются в фюзеляж на стапеле. Для правильной стыковки каждый из них должен соответствовать чертежу с точностью в две десятых миллиметра.
Строго говоря, такая точность сопровождает элементы самолета весь процесс. И это не предел: при сборке МС-21 допустимые отклонения отдельных крупногабаритных деталей достигают сотых миллиметра.
После стыковки отсеков фюзеляжа работа разбивается на 2 части: одна команда занимается внутренним убранством самолета, другая вешает оперение и ставит крыло на специальном стапеле, полностью охватывающем самолет.
Этажерка для работы на оперении. Все вручную
Стапель устроен так, что самолет оказывается в «нивелировочном положении», по всем 3 осям оказываясь «в горизонте».
Крыло длиной в 30 метров — одна деталь, которую поднимают той самой кран-балкой для «Руслана». Удивительно: 40 лет эти краны, растянутые по всему заводу на протяжении десятка километров вдоль и поперек цехов продолжают работать без сбоев.
Здесь самолету дарят «душу», или немного о летающих серверах
Тот же стапель снизу
После установки крыла остается установить шасси размером с компактный легковой автомобиль, и самолет готов. Но для первого полета пока не время, начинается установка авионики.
Даже на заре авиации самолеты не могли летать без вмешательства человека. Сейчас большинство летательных аппаратов и вовсе в угоду аэродинамике не способны держаться в воздухе без сложных электронных «мозгов», постоянно корректирующих движение самолета в пространстве.
Над стапелем завис уникальный кран совсем не авиационной грузоподъемности
Ил-76МД-90А не стал исключением: его электроника занимает железнодорожный вагон и приезжает в Ульяновск со всей страны.
Её и многие другие системы устанавливают в производстве окончательной сборки, в уже стоящий на шасси самолет.
Водило для перемещения самолета не так просто, как кажется
Начат монтаж электроники
Антенн видимо-невидимо
Самолет даже включают без двигателей
И вот он оказывается у самых ворот, огромных, как трехэтажный дом. Здесь его впервые включают, запитывая от внешних источников. После проверки всех компонентов самолет уходит на окраску.
Впереди — наземные и летные испытания. Но это совсем другая история, которую я расскажу позже.
Бонус: остатки былой роскоши
«Руслан» на ремонте: здесь снят носовой обтекатель. Под ним прячется полквартиры
Лифт нужен для подъема оборудования и запчастей
Здесь снаружи остаются только мелкие работы
Ряд генераторов внушает
Метровое колесо «Руслана» стоит как новая Kia
Хороший самолет должен быть красивым
Кроме Ил-76Мд-90А на «Авиастаре» проходятт несколько «Русланов» и модифицируется пара Ту-204.
Чтобы подниматься на «Руслан» для высотных работ создали специальные лифты. А как иначе — летающий дом занимает площадь, сравнимую с небольшим футбольным полем.
Ту-204 на его фоне . Но и такие самолеты нужны.
Интересный факт: при полном отказе двигателей и систем Ту-204 свободно планирует до земли, позволяя посадить самолет. Единственный пассажирский самолет с таким свойством.
Один из последних Ту-204-300
Двигатель крупным планом. Обратите внимание на количество систем
Носовая стойка — один из сложнейших элементов самолета
Хотя и в крыле прячется не меньше
Завод был готов выпускать до 50 пассажирских «Ту» в год, однако программа была . Ульяновск взамен получил Ил-76 и МС-21.
Неподалеку от ремонтируемых «тушек» находится участок для «Суперджетов». Все верно, вы не ослышались: на них в Ульяновске устанавливают некоторые системы, салон и проводят ряд испытаний.
К «Суперджету» иного подхода не было
В следующий раз я покажу вам самолет изнутри во время сборочных работ. Какой хотите увидеть первым?
Источник: