Уже все согласны с тем, что iPhone стал исторически важным устройством. В нём Apple реализовала технологию мультитач, доказав, что сенсорным экраном можно пользоваться без стилуса, и с нуля изобрела привычную для нас виртуальную QWERTY-клавиатуру.
На смартфоне можно писать хоть целые сочинения, печатая слова лишь одним пальцем. Сегодня это норма, но до Apple такого никто не делал.
Кен Косиенда — инженер, создавший чуть ли не в одиночку клавиатуру iPhone, рассказал в своей книге полную историю своего изобретения. А мы делимся с вами самым главным из этой книги.
- На инженерном прототипе iPhone было невозможно написать даже собственное имя
- Программисты хотели сделать клавиатуру с набором текста при помощи азбуки Морзе
- Писать на модифицированной клавиатуре с кнопочных телефонов было тяжело
- Решение появилось не сразу
- Что от нас спрятали в клавиатуре iPhone
- Потом были важные доработки
- Клавиатура стала революцией
На инженерном прототипе iPhone было невозможно написать даже собственное имя
Кстати, а вы знали, что в СССР придумали распознавание рукописного текста для Apple. Сотрудничество было засекречено.
Когда-то Apple пробовала выпустить смартфон, хотя в те времена это называлось КПК. Да-да, я про Apple Newton, который с треском провалился. Проблема была в способе рукописного ввода текста. Алгоритм его ужасно распознавал.
Наступить на те же грабли с iPhone было непозволительно, поэтому все силы участников Project Purple были сфокусированы на одном — клавиатуре.
Когда Кен закончил работу над Safari и перешёл в Project Purple, он занимался адаптацией технологии редактирования текста для мобильной системы. Примерно раз в неделю Скотт Форсталл собирал программистов у себя в кабинете, и, держа в руках Wallaby, проверял все ПО, разработанное за это время.
Wallaby были пластиковыми балванками, созданными для того, чтобы знать, как будет ощущаться ПО на устройстве.
Кто не знает, Wallaby — инженерный прототип iPhone, который не имел аппаратной начинки. По-сути, это был просто сенсорный дисплей в пластиковом корпусе. Он использовался для тестирования софта, однако все вычисления производились на Mac, к которому Wallaby подключался через специальную модульную плату.
На каждом чек-апе Скотт тестировал клавиатуру, пытаясь напечатать свое имя, но все было без толку. iPhone упорно не давал это сделать, поэтому писать без ошибок было нереально.
На этапе разработки система прототипов не имела ничего общего с коммерческими образцами iPhone.
Чуть позже Анри вызвал всех, кто трудился над Project Purple, и заявил, что теперь общая задача команды — сделать удобную клавиатуру.
Производители КПК и сенсорных телефонов тех лет над этим вообще не заморачивались. Вспомните хотя бы Windows Mobile, где для печати нужно было целиться стилусом в буквы под микроскопом.
Анри окинул взглядом свою собравшуюся в холле команду и сказал: «Начиная с сегодняшнего дня, все вы становитесь разработчиками клавиатуры».
Отрывок из книги: Кен Косиенда. «Творческий отбор. Как создавались лучшие продукты Apple во времена Стива Джобса».
Так что Кену и всем остальным предстояло явить на свет то, чего никогда не существовало.
Программисты хотели сделать клавиатуру с набором текста при помощи азбуки Морзе
Кстати, Google Клавиатура поддерживает азбуку Морзе.
Буквально через несколько дней после объявления у команды появились первые прототипы виртуальной клавиатуры. Все они были, по большей мере, любительскими скетчами.
Главное, что никто не запрещал команде фантазировать, и каждый мог демонстрировать даже самые необычные решения. Были варианты клавиатуры на основе азбуки морзе: текст вводился комбинацией постукиваний и свайпов.
Наверняка вы слышали, что Apple рассматривала создание iPhone на базе iPod. Так вот — это правда! Слева редчайший прототип с виртуальным колесом Click Wheel.
Кто-то вовсе придумал вариант с одновременным нажатием нескольких клавиш для набора слов, вдохновившись взятием аккордов на пианино.
Кен думал над переносом ноутбучной клавиатуры на маленький экран. Только в его черновом варианте группы клавиш были объединены друг с другом в духе кусочков пазла.
Главы Project Purple его идею не одобрили. Косиенда и сам понимал, что такая клавиатура не могла быть жизнеспособной.
Писать на модифицированной клавиатуре с кнопочных телефонов было тяжело
Смартфон крайне личный гаджет. Он должен быть удобен во всех аспектах.
Буквы были маленькие, из-за чего пользователь не видел, что он нажимает при печати. Такая проблема была у всех. И тут руководитель Кена — Ричард Уильямсон — предложил решение этой загвоздки. Кнопки нужно сделать больше подушечек пальцев, чтобы они вмещали в себя несколько букв.
Сделать такую клавиатуру было довольно легко, но стало очевидно, что каждая буква не сможет иметь отдельную клавишу. Так появилась .
Blob переводится с английского, как «капля». Форма кнопок действительно чем-то похожа на них.
Идея заимствована от привычных кнопочных телефонов. Работала так: сначала нужно зажать клавишу и сделать свайп до нужной буквы. Попадать по ней пальцами было просто, но вот взаимодействие было крайне сложным.
Чтобы набрать само название клавиатуры нужно выполнить последовательность из 4 действий:
1. Свайпнуть влево по клавише abc (=b)
2. Нажать на wlx (=l)
3. Нажать на .о? (=o)
4. Свайпнуть влево по клавише abc (=b)
Это заставляло пользователей при печати думать над выбором каждой буквы. Такой порядок приводил к дополнительной умственной нагрузке и отвлекал от главного — сути текста.
Решение появилось не сразу
На этом этапе Кен вывел для себя три основных правила классной клавиатуры:
⚫️ Клавиши должны быть большим, чтобы по ним было легко попадать пальцем.
⚫️ Раскладка QWERTY самая удобная.
⚫️ Буквы должны печататься сразу при нажатии. Никаких свайпов и выбора.
Так, у него получилась клавиатура, которая уже была очень похожа на современную. Знаете в чём её фишка? Чтобы печатать, нужно нажимать не какую-то одну конкретную букву, а целый блок, состоящий из двух/трех символов.
Интересно, каково было бы на ней попечатать сейчас, в 2021 году…
Алгоритм на основе количества нажатий подбирал из словаря подходящее и вводил его в текстовое поле. Кен потратил кучу времени, чтобы наполнить словарь, загвоздка была только с огромным количеством локальных имён, которые просто невозможно учесть.
Еще были сложности с обучением алгоритма разговорным выражениям или . Клавиатура не понимала, что хочет написать пользователь, и в некоторых комбинациях подставлял даже ругательства.
Скотт был главой отдела по разработке программного обеспечения для iPhone в Apple.
Несмотря на это, Скотт Форсталл впервые при проверке клавиатуры смог написать не только свое имя, но и сложное предложение.
Ему настолько понравилась клавиатура Косиенды, что буквально через пару дней он принял проект и приказал остальным программистам вернуться к своим основным проектам. А вот Кен теперь занимался клавиатурой.
Малозаметное, но важное нововведение.
Он увеличивал объём словаря, обучал алгоритм и понемногу доводя её до ума. Важным этапом стало добавление клавиш Shift, Delete и Return. Это сделало клавиатуру полнофункциональной и подходящей для работы. Однако на презентации демоверсии от коллег поступили негативные отзывы.
Все, как один, забывали, что пишут. Проблема была в алгоритме подбора слов. Из-за того, что клавиатуры целиком была завязана на работе со словарем, в строке подсказок показывались только подходящие слова. Но никак не то, которое писал пользователь.
В итоге, у клавиатуры появилась зона, в которой сохранялось печатаемое слово. Если алгоритм предлагал верный вариант, можно было нажать на пробел, и он автоматически подставлялся. Этот процесс дошел до наших дней без изменений.
А если слово было специфическим, которого нет в словаре, то можно было просто нажать на введенный текст, который отображался в верхнем блоке. Заодно слово сохранялось.
Что от нас спрятали в клавиатуре iPhone
Филипп Шиллер — старший вице-президент по маркетингу корпорации Apple.
Однако проблему ввода необычных слов это не решало. Филу Шиллеру дизайн не понравился, и он предложил сделать клавиатуру с отдельными клавишами, вместо объединенных. И она, наконец, приобрела современный вид.
Как говорит Кен в своей книге, такая вариацией обеспечивала полное решение проблемы . Но в отличие от всех других QWERTY-клавиатур в ней был одна особенность, которую никто из пользователей не мог заметить.
Сейчас немного лирики. Вспомните, как вы можете вслепую печатать на клавиатуре iPhone. Первое, что приходит на ум — это помощь автоисправления Т9 и ловкость, которую мы, как пользователи, приобрели с годами. Отчасти оба этих варианта верны, но не совсем.
Гениальное решение. Без него печатать на смартфонах было бы нереально.
Чтобы извлечь выгоду из предложения сделать клавиатуру с отдельными клавишами, Кен решил, что печатающий человек и алгоритм автоисправления будут воспринимать клавиатуру по-разному.
Код предсказывал, какое слово хочет написать человек и незаметно расширял сенсорную зону подходящих букв. Это облегчало написание текста, при этом была возможность и нажать какую-то конкретную клавишу.
Когда рабочий прототип был готов, он загрузил его к себе на Wallaby и позвал коллегу Ричарда Уильямса. Он взял девайс, открыл заметки и начал писать так быстро, как только мог, без пауз, не опуская глаза на клавиатуру. Он доверял программе. Как только предложение было закончено, Уильямс поставил точку, а потом посмотрел, что у него вышло.
На этом этапе клавиатура приобрела современный вид. Но дело на этом не закончилось.
Ура! Текст вышел ровно таким, какой и хотел написать. Но, может быть, Ричард был слишком аккуратен? Кен посмотрел в лог-файл, который сохранился на Mac и оказалось, что Ричард печатал ужасно.
Если исключить из клавиатуры алгоритм, то вместо будет . Стало ясно, что разработка идёт в верном направлении.
Потом были важные доработки
Иллюстрации, нарисованные Кеном из его книги.
Помимо расширения сенсорной зоны для вспомогательного алгоритма было необходимо, чтобы клавиатуры знала форму печати слова. Так появились .
Это схемы, на которых изображено, как пользователь будет перемещать палец при печати. К ним Кен разрабатывал код, который определял геометрические отклонения и подгонял их под эталон. В итоге клавиатура стала работать еще лучше.
Та деталь, которой страшно не хватало.
Также добавили визуальную обратную связь. Согласитесь, что непосредственно напрямую вы не можете видеть, какую клавишу нажимаете. Поэтому при печати появляются небольшие от нажатой буквы. Такое решение упростило работу со смартфоном.
Клавиатура стала революцией
На презентации iPhone в 2007 году Стив Джобс посмеялся со сцены над коммуникаторами с физическими клавиатурами, заявив, что iPhone клавиатура не нужна, ведь есть большой экран.
Сегодня практически все смартфоны имеют только тачскрин. Все благодаря iPhone, Кену и другим инженерам Apple.
Затем Косиенда работал над клавиатурой для iPad, создание которой было не менее увлекательно. Инженеры хотели сделать адаптивную клавиатуру, которая могла превращаться в полноценный аналог Magic Keyboard со всеми функциональными клавишами.
Финальный вид клавиатуры снизу.
Но от этой идеи Apple отказалась в пользу своего креда —
Так что iPhone и в частности его клавиатура полностью соответствуют высказыванию Стива:. Честно, до этого я никогда не задумывался, почему даже на откровенно старых iPhone так удобно писать.
Источник: