Пока весь мир следит за успехами Tesla и обсуждает скандалы, связанные с её автопилотом (который, к слову, так и не заработал на обещанном Маском уровне), другие не стоят на месте.
Каждый уважающий себя производитель автомобилей обратил внимание на пока ещё пустующую нишу. Не отстают и стартапы — новые имена появляются и исчезают ежегодно.
Официально Россия находится в списке догоняющих. Но так будет не всегда: пока производителей подводит инфраструктура, а не разработчики.
Что происходит в России с беспилотными автомобилями
Многие из читателей уже видели беспилотники на дорогах
Первые беспилотные автомобили появились на дорогах общего пользования в России ещё в 2018 году в Москве и Татарстане.
В 2020 появился первый цифровой полигон для тестирования беспилотных автомобилей и инфраструктуры. Следом на дороги массово вышли самоуправляемые машины «Яндекса», автомобили компании «Старлайн» и МАДИ.
Текущие испытания беспилотных автомобилей в России пока ещё проходят с инженером на водительском кресле. Куда деваться: вне полигонов по федеральному законодательству именно оператор должен прийти на помощь в критической ситуации, в том числе при риске ДТП или поломке.
Сейчас в список список регионов, допустимых для проведения тестирования, увеличился до 13 и включает, в частности, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, а также Владимирская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области.
Уже сейчас правительство открыло коридоры для беспилотных фур на трассах М11 «Нева» Москва-Петербург и строящейся М-12 Москва-Казань-Екатеринбург.
Футуристично и очень удобно. Но пока только на испытаниях
Вице-президент по технологиям НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко говорит, что эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей завершится к 2022 году, по крайней мере — для легковых автомобилей.
Впрочем, «Яндекс» планировал вывести на дороги общего пользования около 1 тысяч таких машин ещё в 2019, постепенно наращивая мощности. Что-то из этого даже получилось – о них пишут СМИ, а некоторые могли увидеть подобные автомобили собственными глазами.
Но неужели кроме них нет никого, кто пытается найти свою нишу в условиях таких перспектив?
Перспективы развития беспилотных автомобилей в России
Эксперимент на территории Москвы и Татарстана, в соответствии с Постановлением правительства №1415, продлится до 1 марта 2022 года, заняв, таким образом, около четырёх лет.
Коммерческие беспилотные автомобили появятся на дорогах общего пользования в России к 2023 году. План также предусматривает, что к октябрю 2021 года в России будет разрешено тестирование робомобилей без водителя-испытателя в салоне на дорогах общего пользования
Это если верить дорожной карте между Сбербанком и Яндексом при участии «ГАЗа» и «КамАЗа», которая предусматривает три этапа.
Свежая разработка Сбера вселяет надежду на массовый запуск беспилотников
В ходе первого этапа, запланированного на 2020 год, инициатива предполагала существенно расширить условия тестирования для ускорения адаптации создаваемых систем к реальным условиям.
На втором этапе — в 2021 году — планировалось разработать нормативные и технологические условия для перехода от опытной эксплуатации к полноценной. Эта часть плана так же успешно выполняется в срок.
На третьем этапе (начиная с 2022 года) разработчики дорожной карты планировались создать условия для полноценной эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств. Пока все идёт по плану.
Также ранее «КАМАЗ», Сбербанк (подразделение Sber Digital Auto) и «Яндекс» совместно разработали проект изменений в Постановление Правительства № 1415 для расширения условий опытной эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей для ускорения внедрения беспилотного движения.
Проект одобрили. Что ждём?
1. Cognitive Pilot КамАЗ-4308 Одиссей
Одним из самых старых проектов в России является коллаборация автомобилестроительного предприятия КамАЗ и разработчиков системы компьютерного зрения Cognitive Pilot, представленный в 2019 году под названием «Одиссей».
Серийный грузовик КамАЗа для переоборудования в беспилотник
Проект беспилотного грузовика использует серийный грузовой автомобиль КамАЗ-4308, который оснащён высокопроизводительным компьютером, видеокамерами, радарами, лидарами и ультразвуковыми датчиками, а также рядом модулей промышленной связи — Wi-Fi, 4G и даже радиопередатчиком УКВ-диапазона.
Такой большой объем данных с датчиков, прошедших обработку комплексом C-Pilot, позволил достичь невероятной точности работы комплекса — навигация ошибается всего на пару сантиметров.
Беспилотные грузовики протестировали на угольных карьерах Кузбасса для использования на опасных участках. Эксплуатация оказалась настолько успешной, что в компании появились планы для по созданию карьерного самосвала (об этом — ).
Проект доказал состоятельность и возможность доработки любого транспорта
К началу декабря 2019 года КамАЗ-4308 начал участвовать логистических операциях на дорогах на территории промплощадки КамАЗа, выполняя челночные перевозки по заданным маршрутам практически во всех производствах. Так что модель можно смело назвать самой удачной — пользы «Одиссей принёс больше коллег.
В начале этого года Cognitive Pilot объявили о заморозке проекта — компания сконцентрировалась на системах автоматического вождения сельскохозяйственной техники. Впрочем, компания вышла из совместного проекта уже давно.
Но партнёров у Камского автомобильного завода достаточно: он продолжает создавать беспилотники, в том числе при участии академических организаций.
2. НАМИ-КамАЗ-1221 ШАТЛ
Электробус для комфортабельной перевозки по ограниченным маршрутам, который был показан на Московском автосалоне аж в 2016 году. Сейчас в Казани проходит тестирование уже второй версии с изменённым дизайном и улучшенными характеристиками.
Концептуальный пассажирский транспорт может оказаться крайне востребованным
Проект НАМИ и Камского завода может перевозить до 12 человек и передвигаться со скоростью до 110 километров/час. За ходовые качестве отвечает двигатель собственной разработки мощностью 96 киловатт.
Аккумуляторной батареи российского производства ёмкостью 35 киловатт-час достаточно на 120 километров хода, заряжается она всего 50 минут.
Для ориентации в пространстве используются данные с камер, радаров, лидара на крыше и ультразвуковых датчиков.
Информация используется автономным оборудованием для текущих принятий решений и одновременно с тем передаётся в реальном времени на сервер КамАЗа через пилотную сеть 5G, которую развернул «Мегафон».
Объёмный салон обеспечивается отказом от кабины
Синхронизация с диспетчерским пунктом со скоростью 1,2 гигабит в секунду и минимальной задержкой 6-8 миллисекунд позволяет оперативно решать более сложные задачи и управлять шаттлом дистанционно на дорогах общего пользования уже сегодня, без адаптации самой дорожной инфраструктуры.
3. МГТУ-КамАЗ-6561 Геркулес
Карьерный беспилотный самосвал не заставил себя ждать: как лидер отрасли, КамАЗ уже в июле 2021 года разработанную совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана модель КамАЗ-6561 с шарнирно-сочленённой рамой и двумя степенями свободы, получившую имя «Геркулес».
Беспилотный карьерный самосвал КамАЗ
Автомобиль выполнен по схеме «последовательный гибрид», имея ДВС и электрический генератор. Первый приводит в действие генератор, второй даёт энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею.
Проект задуман пару лет назад и уже готов к серийному выпуску
Гибридное устройство позволяет местами передвигаться на электричестве, экономя до 15% топлива по сравнению с дизельными аналогами.
Есть и система рекуперация, которая происходит при спуске в карьер. Напротив, при подъёме наверх с грузом — накопленная энергия в батареях помогает подняться автомобилю в гору.
При длине в 10,1 метра самосвал оказывается одним из наиболее шустрых и поворотливых на рынке благодаря своей схеме. Кроме того, неплохим получился и КПД: при снаряженной массе в 31 тоннe «Геркулес» перевозит до 40 тонн.
Даже при сохранении водителя, продвинутый ADAS может многое изменить к лучшему в промышленности
В самосвале применяется система автономного вождения ADAS пятого уровня, которая обеспечивает движение в карьере без участие водителя, но водительское место сохранено полнофункциональным.
Он и режим дистанционного управления, позволит запустить производство и эксплуатацию новинки без длительной сертификации и законодательных решений по дорожным беспилотникам (сверхтяжёлая техника сейчас требует обязательного наличия водителя на дорогах общего пользования).
4. Volgabus MatrЁshka
История проекта длительная и запутанная: компания Volgabus то получала гранты, то оказывалась
Источник: